ПЕЧЕРИН, Владимир Сергеевич


ПЕЧЕРИН, Владимир Сергеевич
(1807-1885)
   русский религиозный мыслитель, писатель, поэт. Получил домашнее образование. Испытал влияние личности и воззрений своего гувернера В. Кессмана, руссоиста, причудливо сочетавшего в своих воззрениях вольнодумство с христианством. Изучал классическую филологию на историко- филологическом факультете Петербургского университета. Увлекался разбором греческих текстов «Номоканона», содержащего основы византийского канонического права. После окончания университетского курса некоторое время преподавал в гимназии и университете, был участником одного из петербургских поэтических кружков, писал стихи, публиковал стихотворные переводы и статьи, но вскоре был направлен в Берлин для подготовки к профессорскому званию. Вернувшись, стал преподавать греческую словесность в Московском университете. Однако спустя год, в 1836 г. он вновь уезжает в Берлин и уже больше не возвращается в Россию.
   Печерин - знаковая фигура в русской культуре, литературе, философской, эстетической, этической, психологической мысли. Современники, а затем и исследователи отмечали присущую Печерину склонность к физическому и духовному скитальчеству. Отнюдь не случайным является созвучность его фамилии с фамилией лермонтовского протагониста из «Героя нашего времени». Чаадаев и Чацкий, Печерин и Печорин, эти реальные и вымышленные лица были частью русской культуры, чьим духовным исканиям было тесда в пределах жестких структур отечественного византизма. Не исключено, что именно личность Печерина в значительной степени способствовала формированию психологемы «русского скитальца» у Ф. М. Достоевского, ставшей сердцевиной образов Верховенского, Ставрогина, Версилова. Н. П. Анциферов, развивая эту же тему русского скитальчества, назвал Печерина «Агасфером русской интеллигенции» (См.: Анциферов Н. П. Душа Петербурга. - Пб. 1922).
   Движимый неукротимой духовной жаждой и не имеющий возможности утолить ее на родине, в лоне православия, Печерин начинает в Европе искать людей, вместе с которыми он мог бы, подобно первым христианам, самоотверженно служить Христу и человечеству. В это период он погружается в чтение Библии, знакомится с книгой Ж. Мишле «Мемуары Лютера» (1837).
   Далее с Печериным произошло нечто совершенно неожиданное как для него самого, так и для людей, знавших его. Будучи человеком чрезвычайной впечатлительности, постоянно находясь под влиянием то читаемой книги, то новейшей философской системы, он в 1840 г. случайно оказался на проповеди католического аббата-редемпториста, члена ордена Св. Искупления. Под ее влиянием он отказывается от православия и обращается в католичество.
   Глубинным движущим мотивом этого поступка было убеждение Печерина в том, что «каждому человеку должна быть предоставлена полная воля верить во что ему угодно, а государство должно полностью отказаться от всякого вмешательства вдела совести». Отсюда его резкая неприязнь к деятельности своих соотечественников - правительственных чиновников и церковных иерархов, а также глубокая уверенность в том, что своей эмиграцией он «исполнил священный долг самосохранения» и что «оставаться в России было бы равносильно самоубийству». В одном из «припадков байронизма», к которым он, по его собственному признанию, был склонен, Печорин написал «безумные строки»:
   Как сладостно отчизну ненавидеть И жадно ждать ее уничтоженья,
   И в разрушении отчизны видеть Всемирного денницу возрожденья!
   Реакцией Николая I было приказание вызвать Печерина в Россию и судить его. Среди предъявленных обвинений был пункт о вине «за вступление в католическую веру». После отказа Печерина подчиниться Сенат вынес вердикт о лишении его всех прав, состояния и официальном изгнании из России.
   Неприятие Печериным тех социальных и духовных форм, в которые облекался русский имперский византизм, привело его к тому, что всю силу своего отрицания он обратил на столицу империи, представлявшейся ему средоточием зла. В своей поэме «Торжество смерти» он обрушился с теми же байроническо-демоническими проклятиями на весь период императорской, петербургской России и особенно на ее столицу.
   Философско-культурологические, худо- жественно-эстетичекие воззрения Печерина основы вались на его религиозных воззрениях. Для него была неприемлема позиция славянофилов, сотворивших из русского народа идола и поклонявшихся ему. Будучи западником по характеру своих мировоззренческих ориентаций, он пребывал в состоянии постоянного духовного поиска. Но глубокая противоречивость его личности проявилась в конечном счете в том, что в своем духовном странничестве, в перманентном искании высшего идеала он обрёл пристанище в традиционнейшем их христианских институтов - католическом монашестве.
   В октябре 1840 года Печерин принял монашеский постриг и поселился в Бельгии, в редемптористском монастыре Сен-Трон. Затем поступил в семинарию и, спустя три года, стал священником и профессором церковного красноречия. В дальнейшем ему пришлось быть миссионером в Южной Англии и капелланом при одной из больниц Дублина. При этом он не оставлял занятий поэзией и наукой, утверждая, что они прекрасно сочетаются с служением страждущим, с делами христианской любви. В одном из своих стихотворений он писал:
   За небесные мечтанья Я земную жизнь отдал,
   И тяжелый крест изгнанья Добровольно я подъял;
   Под венком моим терновым,
   В поте бледного лица Подвиг трудный и суровый Совершу я до конца.
   ♦ Соч.: Замогильные записки //Русское общество 30-х годов XIX в. Люди и идеи: Мемуары современников - М., 1989;
   ◘ Лит.: Вагин Е. «Страх России» (Судьба Печерина)//Антология Гнозиса. Т. 1. - СПб., 1994; Гершензон М. О. Жизнь В. С. Печерина. - М., 1910; Дмитриева Е. Е. Обращение в католичество в России в XIX в. // Мировое древо. Вып. 4. - М., 1996; Изюмов А. Ф. Духовное возвращение Печерина на родину по его неопубликованным письмам // Путь. 1935. № 47-48; Корнеев А. Печорин и Печерин // Альманах библиофила Вып. 22. 1987; Литературное наследство. Т. 55.-М., 1955; Мильдон В. И. Из ниоткуда в никуда /К метабиографии Печерина)//Лица. Биографический альманах. Вып.4. - М.-СПб., 1994; Пульхритулова Е. М. Литературное творчество Печерина и русский гражданский романтизм //Литературные направления и стили. - М., 1976; Сакупин П. Н. Русская литература и социализм. Ч. 1. - М. 1924; Щукин В. Г. Запад как пространство «романтического побега» (Замогильные записки Печерина) //Из истории русской культуры. Т. 5. - М., 1996.

Эстетика. Энциклопедический словарь. Издательство Михайлова В. А. Санкт-Петербург. . 2005.

Смотреть что такое "ПЕЧЕРИН, Владимир Сергеевич" в других словарях:

  • Печерин, Владимир Сергеевич — Владимир Сергеевич Печерин о. Владимир Печерин Дата рождения: 27 июня 1807(1807 06 27) …   Википедия

  • Печерин Владимир Сергеевич — Печерин (Владимир Сергеевич) русский иезуит, эллинист; родился в 1808 г. Окончил курс в Петербургском университете, был командирован за границу для подготовления к профессорскому званию. В 1836 г. занял кафедру греческой словесности в Московском… …   Биографический словарь

  • Печерин, Владимир Сергеевич — русский иезуит, эллинист; род. в 1808 г. Окончив курс в петербургском университете, был командирован за границу для подготовления к профессорскому званию. В 1836 г. занял кафедру греческой словесности в московском университете. По словам Юр.… …   Большая биографическая энциклопедия

  • ПЕЧЕРИН Владимир Сергеевич — (1807 85), российский общественный деятель, философ, поэт. Последователь идей Ф. Ламенне (см. ЛАМЕННЕ Фелисите Робер де) . С 1835 профессор греческой филологии Московского университета. С 1836 эмигрант, в 1840 принял католичество. Жил в… …   Энциклопедический словарь

  • ПЕЧЕРИН Владимир Сергеевич — (1807 85) российский общественный деятель, философ, поэт. Последователь идей Ф. Ламенне. С 1835 профессор греческой филологии Московского университета. С 1836 эмигрант, в 1840 принял католичество. Жил в английских монастырях …   Большой Энциклопедический словарь

  • Печерин Владимир Сергеевич — [15(27).6.1807, с. Дымерка, ныне Черкасской области, ‒ 17(29).4.1885, Дублин, Ирландия], русский поэт, мыслитель. Родился в дворянской семье. Окончил Петербургский университет (1831); профессор греческой филологии Московского университета… …   Большая советская энциклопедия

  • Печерин, Владимир Сергеевич — ПЕЧЕРИН Владимир Сергеевич (1807 85), русский поэт, философ. Утопический социалист в духе К.А. Сен Симона. С 1836 эмигрант, в 1840 принял католичество, стал монахом–иезуитом. Жил в английских монастырях. Драматическая поэма “Торжество смерти”… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • ПЕЧЕРИН Владимир Сергеевич — (1807—85), русский поэт, мыслитель, мемуарист. С 1836 эмигрант. Поэма мистерия «Торжество смерти» (1833, опубл. 1861, Лондон), гражд. лирика. Мемуары «Замогильные записки» (60—70 е гг., опубл. 1932). Переписка с А. И. Герценом и Н. П.… …   Литературный энциклопедический словарь

  • ПЕЧЕРИН Владимир Сергеевич — (15(27).06.1807, м. Дымер Киевского у. Киевской губ. 17(29).04.1885, Дублин, Ирландия)    мыслитель, поэт. В 1831 г. окончил филологический ф т Петербургского ун та, обнаружив большие способности к древн. языкам и классической филологии. С 1833… …   Русская Философия. Энциклопедия

  • ПЕЧЕРИН Владимир Сергеевич — (15(27).О6. 1807, с. Дымерка, ныне Черкасской обл. 17 (29).04.1885, Дублин, Ирландия) мыслитель, поэт. В 1831 г. окончил филологический ф т Петербургского ун та, обнаружив большие способности к древн. языкам и классической филологии. С 1833 по… …   Русская философия: словарь

Книги

  • Замогильные записки, В. С. Печерин. В издание вошли мемуары Владимира Сергеевича Печерина «Замогильные записки». Печерин Владимир Сергеевич - русский иезуит, эллинист; родился в 1808 г. Окончил курс в Петербургском… Подробнее  Купить за 7600 руб
  • В. С. Печерин: Эмигрант на все времена, Наталья Михайловна Первухина-Камышникова. Владимир Сергеевич Печерин (1807–1885), поэт-романтик, демоническая фигура в «Былом и думах» Герцена, автор пародируемой Достоевским поэмы «Торжество смерти», «первыйрусский политический… Подробнее  Купить за 180 руб электронная книга